Петровка (как и её не менее интересная соседка, Большая Дмитровка) начинается от Театральной площади с Большим театром. Давайте прогуляемся по Петровке до Бульварного кольца, а потом вернёмся по Большой Дмитровке назад к Большому. По пути покажем, где тут прячутся призраки дореволюционного гламура, похороненные под асфальтом река и мост и отличная лапшичная.
Подборка от редакции 2ГИС.
История Большого театра — это история череды пожаров и связанных с ними переездов. Начиная с 1776 года театр четырежды получал новое здание, и каждый раз оно выгорало дотла. Современная версия с колоннами и бронзовой квадригой Аполлона появилась в 1856 году — это работа архитектора Осипа Бозе. В 2000-х здание серьёзно реконструировали — споры о качестве этой реконструкции не утихают до сих пор. В любом случае сегодня Большой — один из главных театров оперы и балета в мире. На его сцене ставят русскую и западную классику, шедевры XX века и современные произведения. Сцен, впрочем, две — рядом, на Театральной же площади, находится Новая сцена Большого. Билеты в среднем стоят 1 500–15 000 рублей, покупать лучше заранее.
Камергерский переулок переходит в улицу Кузнецкий Мост. Это одна из самых старых и самых модных улиц Москвы. Наряду с Петровкой и Столешниковым переулком на Кузнецком мосту — самая высокая концентрация дорогих бутиков в Москве во главе с ЦУМом. И так уже сотни лет: ещё во время войны с Наполеоном московскому градоначальнику пришлось запрещать на Кузнецком Мосту непатриотичные вывески на французском языке, но уже в 1814 году владычество французских мод вернулось.
Почему улица так называется? Когда-то здесь и правда был мост через реку Неглинную. Но в 1817–1819 году реку накрыли каменными сводами, а уровень улицы подняли. Так что где-то внизу под слоями асфальта и правда сохранились остатки каменного Кузнецкого моста.
Этот дом построен в конце XVIII века французским купцом Дюкло и с тех пор много раз перестраивался. Обильной лепниной и младенцами-путти дом обзавёлся в конце XIX века.
Большую часть XIX века в доме была гостиница (в которой останавливался, например, Толстой), а также магазины и парикмахерская (в которой стригся, например, Чехов). Уже в советское время в доме разместилось издательство, куда начинающий писатель Шолохов принёс рукопись «Тихого Дона». Сейчас в доме с путти — рестораны и бутики.
Один из брендов, которые сейчас назвали бы якорным арендатором дореволюционной Петровки. Винный дом Депре был знаком всем обеспеченным москвичам и регулярно упоминается в литературных и публицистических текстах. О популярности бренда свидетельствуют хотя бы происки конкурентов: например, однажды некий Цезарь Депре продал свою фамилию торговцам, желающим производить подделку под вино Камилла Депре.
История винного дома началась в начале XIX века, когда после наполеоновского вторжения капитан французской армии Камилл Депре решил остаться в России и жениться на русской девушке. В этом здании на Петровке, принадлежавшем семье девушки, и открылся первый магазин Депре.
Посмотрите наверх, чтобы увидеть парящую в небе птицу — на майолике на верху фасада этого доходного дома, построенного в 1904 году по заказу госпожи Сокол. Чтобы было лучше видно, дом отодвинут вглубь от основной линии застройки.
Проект архитектора Ильи Машкова явно создавался под влиянием венского сецессиона — австрийской версии господствовавшего тогда модерна. Больше домов в столь венском стиле в Москве нет. Майолика с птицей сделана по эскизам художника Николая Сапунова из объединения «Мир искусства», изразцы-рыбки — по эскизам Михаила Врубеля.
Нарышкинские палаты при Высоко-Петровском монастыре, давшем имя Петровке. Название же палат напоминает, что в XVII веке основными жертвователями монастыря были Нарышкины, родственники матери Петра I. Сам Петр поучаствовал в архитектурном проекте палат, тогда — самого длинного здания Москвы.
Высоко-Петровский монастырь известен с XIV века. Изначально он стоял «высоко» — на берегу ныне несуществующей реки Неглинки, а будущая Петровка была пустынной дорогой от Кремля — за город — к монастырю. Нынешний вид монастыря сложился в XVII–XVIII веках. Его история драматична: в войну 1812 года здесь разместилась тысяча французских кавалеристов, которые разгромили, украли и сожгли всё, что смогли. В 1920-х при закрытом монастыре действовала подпольная обитель, — многие из её членов в итоге погибли от репрессий. В бывшем монастыре же были коммуналки, спортзал, производство. А на бывшем кладбище — игровая площадка детсада. Реставрация началась в 1950-х, а в 1990-е обитель вернули РПЦ.
Возможно, самый фотогеничный московский переулок: фонарики, витрины бутиков и пятиметровая зеркальная неваляшка, в которой отражается вся улица и многочисленные желающие сделать селфи. Скульптура-неваляшка из отполированной нержавеющей стали — это «Агата» художника Григория Орехова: так он выразил любовь к маленькой дочери Агате. Название переулка — напоминание о том, что сотни лет наазд здесь жили и работали ткачи, которые делали столешники, то есть, скатерти.
В лабиринте дворов гламурного Столешникова переулка хорошо спрятано недорогое и очень приятное кафе с паназиатской едой: супы фо и том-ям, лапша и рис в воке, вьетнамские закуски и так далее. Заведение — от создателя Burger Heroes Игоря Пострешного. Мало того, что здесь вкусно, так ещё и приятно посидеть: много света и воздуха, а кроме неоновых вывесок интерьер украшают ещё и подвешенные под высоким потолком птичьи клетки, из которых свисает густая зелень.
Большая Дмитровка идёт между Тверской и Петровкой от Охотного ряда до Страстного бульвара улица. В «Москве и москвичах» главного бытописателя города рубежа XIX–XX веков Владимира Гиляровского она описана как улица с самой оживлённой ночной жизнью: театр Солодовникова и другие культурные и увеселительные заведения собирали публику, а у входов до утра дежурили извозчики.
В советское время называлась Пушкинской, хотя связь поэта с улицей минимальна: однажды он проиграл здесь в карты такую сумму, что наследники продолжали выплачивать её и после гибели Пушкина на дуэли; и, конечно, Наталья Николаевна покупала в этих модных местах наряды.
Жизнь на Большой Дмитровке и сейчас насыщенная — это очень московская по духу улица, где полно ресторанов, магазинов и машин с привилегированными номерами: здесь находятся Генеральная прокуратура и Совет Федерации. А ещё здесь сохранилось довольно много красивых доходных домов начала XX века, прекрасной эпохи архитектурных излишеств.
Крошечный сквер, который украшает памятник великой балерине и огромное граффити на торце дома. История такая: в 2005 году частный инвестор снёс стоявший на этом месте старинный особняк, но в итоге ничего не построил. В 2015 году после смерти Плисецкой пустырь превратили в сквер её имени, а в 2016 году появился и памятник.
Ну а мурал на торце дома, изображающий Плисецкую в образе Одетты, — одно из самых известных граффити Москвы — появился ещё при жизни артистки в в 2013 году. Его создал бразильский художник Эдуардо Кобра в рамках фестиваля «Лучший город Земли». Говорят, госпоже Плисецкой работа бразильца очень понравилась.