До революции эта территория была обычной частью города, но после переезда советского правительства Кремль стал режимным объектом и остаётся таким до сих пор. Туристу здесь доступно далеко не всё, а часть доступного требует либо групповой экскурсии, либо стояния в очередях. Плюс непростая система билетов и утомительная многолюдность. Так что стоит трезво оценить свои силы и время — и, возможно, ограничиться билетом на Соборную площадь.
Подборка от редакции 2ГИС.
Существующие стены и башни Кремля возведены в конце XV – начале XVI века под руководством итальянских фортификаторов. Всего башен 20, среди них одна предмостная — Кутафья.
Предмостная — значит, служившая для защиты моста, ведущего в крепость. Именно Кутафья башня и соединённая с ней Троицкая служат главным входом для посетителей Московского Кремля. Здесь же, рядом, находятся кассы Кремля и камера хранения, в которой лучше сразу оставить крупные сумки — с ними на территорию не пускают.
Соборная площадь на вершине кремлёвского холма — смысловой и исторический центр Кремля. Такой, какой мы её видим сейчас, площадь стала в конце XV — начале XVI века с помощью итальянских архитекторов.
Билет на Соборную площадь, особенно купленный заранее на сайте kreml.ru — самый простой и быстрый способ увидеть всё самое главное в Кремле и с чувством выполненного долга обратиться к другим развлечениям столицы. На площадь смотрят все главные сооружения: Успенский собор, Патриарший дворец, колокольня «Иван Великий», Архангельский и Благовещенский соборы и церковь Ризположения. Здесь же, рядом — Царь-пушка и Царь-колокол.
Билет без скидок стоит 700 рублей, по нему можно осмотреть соборы, церковь с текущими выставками, а также Патриаршие палаты.
По субботам в 12:00, с апреля по октябрь, на площади можно посмотреть на торжественный развод караулов Президентского полка.
Как и Царь-пушке, Царь-колоколу тоже не удалось выполнить свои профессиональные обязанности. История его создания совсем трагическая: первая плавка металла закончилась аварией и пожаром, через полгода скончался мастер Иван Моторин. Его сын завершил отливку колокола, но поднять его из ямы, где он выплавлялся, не успели: в ходе страшного пожара 1737 года на раскаленный металл попала вода, колокол растрескался и лишился куска весом в 11,5 тонн.
Достать гиганта из ямы удалось только через сто лет французу Огюсту Монферрану, и то со второго раза. Идеи о том, как вернуть колоколу голос, высказываются регулярно, однако в ходе реставрации неизбежно пострадает изящный декор: барельефные портреты царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, изображения святых, ангелов и надписи об истории создания колокола. Так что самый большой колокол в мире остаётся безголосым памятником самому себе.
Самая знаменитая башня с часами, которые объявляют россиянам о наступлении нового года.
Ворота Спасской башни, выходившие на Красную площадь, всегда считались парадным въездом в Кремль. Первые часы здесь появились ещё в XV веке, а последние — в конце XVIII—го, но в 1851 году они были так сильно отреставрированы, что многие считают именно этот год датой появления тех часов, которые мы слышим сейчас. 14 колоколов на звоннице башни вызванивают государственный гимн в полночь, 6 утра, полдень и 18 часов. А в 3 и 9 утра, 15 часов и 21 час играет «Славься» Глинки. Наступление нового часа отбивает главный колокол.
Музей, в который обязательно ведут школьников на осмотр национального достояния: шапка Мономаха, серебряный потир Юрия Долгорукого, трон Ивана Грозного и ботфорты Петра I. Тронов вообще целая коллекция, как и царских карет, и коронационных платьев. И оружие, конечно. А также отдельная витрина творений Фаберже.
Обратите внимание: выставка Алмазного фонда, хоть и находится физически в здании Оружейной палаты, к ней не относится и требует отдельного билета. Если у вас нет льгот и попасть вы хотите только в Оружейную палату, билеты можно заранее купить на сайте, избежав очередей в кассу. Цена билета без скидок — 1000 рублей, с аудиоэкскурсией — 1300 рублей (все билеты продаются на определённое время). Вход через Боровицкую башню, здесь тоже бывает очередь.
Рекордная концентрация драгоценностей на единицу площади. Карта России из алмазов, Большая и Малая императорские короны, держава и скипетр, ордена, всемирно известные драгоценные камни и множество шедевров ювелирного искусства прошлого.
Выставка, хоть и расположенная в здании Оружейной палаты, не относится к музеям Московского кремля и находится в ведении ГОХРАНа. Поэтому сюда нужен отдельный билет, который к тому же нельзя купить онлайн. Один из способов — прийти пораньше к кассам № 4 и 5 в Александровском саду, отстоять очередь и заплатить 800 рублей за билет, в котором будет проставлено время вашей экскурсии. Второй — обратиться в любое из агентств, организующих групповые экскурсии.
Вход в Алмазный фонд через Боровицкие ворота. На входе в Кремль тоже бывают очереди.
В середине XV века древний каменный собор, стоявший на этом месте, обветшал и разонравился честолюбивому Ивану III. Начали строить новый — но он обрушился. Тогда Иван III выписал из Болоньи специалиста Аристотеля Фьораванти (он прославился, передвинув ради новой мэрии 24-метровую болонскую колокольню).
К 1477 году Фьораванти возвёл свою версию знаменитого Успенского собора из Владимира — гармоничный пятиглавый храм из белого камня с целым рядом уникальных инженерных решений.
Ещё один подарок от итальянского Возрождения: высокий пятиглавый храм с обилием ренессансных элементов. Возведён в 1508 году под руководством Алевиза Нового (вероятно, русское имя венецианца Алоизио да Монтиньяна).
До Московии итальянец добирался с приключениями: крымский хан настойчиво попросил его помочь с достройкой Бахчисарайского дворца. Зато потом снабдил восторженной грамотой для царя, назвав «велми великим мастером». В храме 46 гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты.
Красивый ответ русских зодчих Успенскому собору, возведённому на другой стороне площади итальянцем Фьораванти. Благовещенский построили в 1489 году в псковском стиле.
Знаменит росписью паперти. Помимо библейских сюжетов там присутствуют изображения древнегреческих мудрецов: Аристотеля, Птолемея, Плутарха, Платона и Сократа и других. В свитке у Сократа сказано, например, что «доброго мужа никакое зло не постигнет». Уникален и пол храма из яшмы нежно-медового цвета.
Новый императорский дворец выстроил для Николая I в первой половине XIX века отец русско-византийского стиля Константин Тон. Архитектор включил в дворцовый комплекс часть сохранившихся более древних построек и учёл планировку существовавших здесь ранее царских резиденций.
Сейчас весь ансамбль, за исключением Оружейной палаты — официальная резиденция президента России. Попасть в торжественные залы Кремля можно только с коллективной экскурсией — такие организуют многочисленные агентства.
Ещё одно место, куда можно попасть только в составе экскурсии — Грановитая палата, древнейшая гражданская постройка Кремля, возведённая в конце XV века для важных церемоний, в том числе для светской части венчания на царство. Грановитой она стала из-за восточного фасада, отделанного гранёными блоками в стиле итальянского Возрождения.
На южной стороне фасада — Красное крыльцо, по которому проходили российские цари и императоры на коронование в Успенский собор, восстановленное в 1994 году.
Внутри палаты — фрески XVI века, восстановленные палехскими иконописцами в конце XIX-го, и интерьер, не так давно переживший тщательную реставрацию: воссозданы паркетный пол, ковер, обивка мебели.
Ещё одно творение псковских мастеров, церковь Ризоположения построена в конце XV века как домовой храм для московских митрополитов (позднее партриархов).
Внутри — фрески XVII века, а в крытой галерее — небольшая экспозиция русской деревянной скульптуры.
В середине XVII века патриарх Никон обзавёлся новой резиденцией. На месте старого патриаршего двора построили огромное по тем временам трёхэтажное здание: службы, парадные залы, личные покои патриарха. Вплотную к дворцу пристроили церковь Двенадцати апостолов.
Красота палат удачи Никону не принесла. После ссоры с царём Алексеем Тишайшим его осудили и разжаловали. Одно из обвинений: мощь дворца — «явное его на царскую державу возгорженье».
Cегодня это ключевой памятник гражданского зодчества XVII века. Внутри — экспозиция о русской культуре того столетия.
Колокольня — самое высокое (81 метр) здание Кремля, творение ещё одного «кремлёвского» итальянца, Бона Фрязина (Фрязиными на Руси называли выходцев из Италии). Построили колокольню на совесть: в 1812 году французы взорвали ансамбль, но «Иван Великий» устоял.
Силуэт башни — смешение итальянских колоколен-кампанил и русской архитектуры (при Годунове к двум ярусам колокольни был достроен ещё один). Теперь на первом этаже комплекса находится зал с произведениями из кремлёвского собрания, а в колокольне — музей истории архитектуры Кремля.
Зимой колокольня закрыта для посещения, в остальное время попасть внутрь можно за 250 рублей, билеты продаются только в кассах в Александровском саду. В цену билета входит подъём на открытую галерею (137 ступенек) с видами на Кремль и окрестности. Внутрь пускают небольшими группами, строго по времени, обозначенному в билетах, а детей младше 14 лет не пускают вовсе.
Бывший Дворец съездов был выстроен в 1961 году в ущерб сохранности памятников архитектуры — например, для его возведения пришлось снести старое здание Оружейной палаты начала XIX века. Даже официальный сайт музеев Московского Кремля в разделе о дворце отмечает, что «его крупный нерасчлененный объём диссонирует в ансамбле».
Сейчас здание дворца — постоянное место проведения Кремлёвской ёлки и домашняя сцена Кремлёвского балета.